Все, что нужно знать об электронном путевом листе
Основная информация об ЭПЛ
Изначально разговоры об электронном путевом листе (далее – ЭПЛ) уже давно появлялись в правительстве. Перед Минтрансом РФбыла поставлена задача – создать дорожную карту проекта с целью ускорить ЭДО между транспортными компаниями, сделать грузоперевозки в России простыми и прозрачными. Для реализации проекта Минтранс РФ стал разрабатывать ПО «Суперсервис 22».
Текущие результаты
В 1-30 числах октября 2020 года в России был проведен эксперимент по применению ЭПЛ в упомянутой программе «Суперсервис 22». Транспортные компании и заказчики, участвующие в эксперименте, обменивались между собой и Минтрансом РФ ЭПЛ. Одновременно участники эксперимента продолжали выдавать водителям автотранспорта стандартные путевые листы в бумажном формате.
Оформление ЭПЛ включало такие этапы:
- Транспортная компания оформляет электронный документ и заполняет все его поля, стандартные для привычного путевого листа.
- Медработник, используя ЭЦП, проставляет отметку о том, что водитель прошел предрейсовый медосмотр. То же самое относится и к механику.
- Бухгалтер ставит подпись в путевом листе от лица организации и направляет его в информационную госсистему «Суперсервис 22» через ЭДО.
- Системные алгоритмы автоматически проверяли, правильно ли указана информация. Если документ проходил проверку, то он получал уникальный номер, который отправлялся грузоперевозчику.
- Как только автотранспорт возвращается из рейса, механик организации указывал в ЭПЛ дату и время послерейсового техосмотра автотранспорта, показания одометра и объем оставшегося горючего.
- Медработник после возвращения автотранспорта при необходимости тоже проставлял отметку о послерейсовом осмотре.
- Уполномоченный представитель организации указывает данные о контрольных точках, адресах и заверяет информацию ЭЦП.
- Перевозчик направляет через ЭДО закрытый ЭПЛ в систему «Суперсервис 22».
- Система указывает данные в реестре перевозчиков и предоставляет уполномоченным представителям власти доступ к ЭПЛ.
Спустя месяц после проведения эксперимента Минтранс РФ собрал пожелания и замечания, чтобы внести соответствующие изменения в версию проекта, опубликованную впервые. В декабре 2021 г. появился законопроект для работы с указанными выше документами в электронной форме.
Какие документы будут переведены в электронную форму
Минтранс РФ собирается перевести в электронный формат множество других документов – например, транспортная накладная, разрешение на транспортировку опасных или крупных грузов, резервирование дат для выезда за границы страны и т. д. Возможно, то же самое затронет документацию транспортной компании (карточки МАП, доступ к интернациональным перевозкам).
На портале госуслуг будет создан соответствующий раздел для упрощения работы с указанными документами.
На текущий момент грузоотправитель оформляет транспортные накладные в количестве экземпляров 4 шт. Минимальный срок для хранения своего экземпляра – 5 лет.
О вопросах замены стандартного ПЛ электронным
Пока что сотрудник ГИБДД не имеет возможности запросить информацию из ЭЛП об автотранспорте, водителе и грузе. В ЭПЛ отсутствует информация о контроле веса и габаритов, нет отметок контрольных точек и полей с информацией о пробеге, заправках. ЭЛП – не оперативный документ, и водители на линии продолжают использовать бумажный ПЛ. Лица, ответственные за эксперимент, утверждают, что ЭПЛ – фискальный документ (наравне с кассовым чеком), который хранится в единой БД уполномоченных органов.
Что будет автоматизировано
Автоматизированное заполнение документации позволит ускорить работу вашей организации, что касается:
- Переноса оставшегося топлива и пробега по каждому автотранспорту из предыдущего дня;
- Заполнение полей по водителю и автотранспорту;
- Указание данных о маршруте и перевозимом грузе;
- Предрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр водителя автотранспорта;
- Подписание ПЛ с помощью ЭЦП.
Заполненный путевой лист нужно распечатать, чтобы можно было показать его сотруднику ГИБДД при проверке.
С 1.03.2023 г. компании начнут использовать ЭПЛ. В то же время сохраняется право заполнять путевой лист и в бумажном формате. Пока что нормативная база для повсеместного использования ЭПЛ не совсем готова, однако основные положения уже разработаны.
Также рекомендуется автоматизация контроля соблюдения тахографических законов. Это позволит предотвратить крупные штрафы и оптимизировать трудовую дисциплину. Для этого существует ПО GR.CARDS, среди доступных без оплаты модулей– контроль водителей, автопарка и законодательства. Пробный период действует 7 дней. За это время вы проверите информацию с любого количества тахографов и ознакомитесь с подробным отчетом.
Остались вопросы?
Специалисты перезвонят вам в течение 15 минут